- АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЯЗЫКИ
- — система коммуникации, созданная при невозможности общения традиционным способом. Истории известны случаи запретов, вводимых тиранами на разговорную речь. Теоретик хирологии английский врач XVII в. Джон Бульвер приводил следующий пример. В IV в. до н. э. сиракузский тиран Дионис запретил пользоваться голосом при общении. Свои нужды разрешалось выражать посредством кивков и жестикуляции. Язык, созданный сиракузскими жителями, оказался столь выразительным, что распространился на весь юг Италии. Один из турецких султанов, желая предотвратить утечку информации из дворца, ввел практику отрезать язык евнухам. Но они смогли создать язык жестов. Увидев, что его меры не эффективны, султан отменил кровавую практику. Бессловные языки создавались первобытными охотниками, стремящимися не спугнуть животных голосом. У австралийских аборигенов существовал специальный знак для каждого из животных. Охотники племени ворора даже использовали различные знаки для обозначения самцов и самок. Первооткрыватель языка аборигенов полицейский Сэмюэль Гасон свидетельствовал: «Все животные, местные женщины и мужчины, небеса, земля, ходьба, езда на лошади, прыжок, полет, плавание, еда питье и тысячи других предметов и действий имеют свои особенные знаки, так что разговаривать они могут, не произнося ни звука». Правда, исследователи отмечали, что альтернативные языки структурно зависят от устной речи. Они представляют переложение последней на иную знаковую систему. Альтернативные языки использовались при осуществлении инициаций. Это связано со смыслом ритуала — смерть юноши и рождение мужчины. Ни мертвый, ни только что рожденный не могут говорить. Альтернативным языком пользовались в тех случаях, когда умирали близкие родственники. Считалось, что душа усопшего может быть привлечена знакомым голосом. У американских индейцев альтернативный знаковый язык использовался как способ межплеменного общения. К концу XIX в. язык жестов использовало более 30 племен, применявших 22 различные знаковые системы. Альтернативные языки в XX в. постепенно исчезают. В настоящее время в рамках программы возрождения индейской культуры предпринимаются попытки их восстановления. Альтернативные языки создавались монашескими орденами. Они, к примеру, были в употреблении у клуньяков и цистерцианцев. Создание монахами альтернативных языковых систем было связано с предписанием святого Бенедикта посвящать монастырскую жизнь молитвам и физическому труду в абсолютной тишине. Согласно уставу ряда монастырей, в них запрещалась устная речь. Как модификация альтернативного языка может рассматриваться коммуникация глухонемых. Вариациями такого общения являются чтение по губам и дактилология — азбука пальцев. Одним из первых язык для глухонемых создал в XVI в. монах-бенедиктинец Хуан Пабло Бонет. В настоящее время известно более 40 дактилологических алфавитов. Международный пальцевой алфавит был разработан в 1963. Долгое время в международных системах общения глухонемых знаком России являлся повернутый от себя сжатый кулак. Только в 1990, в связи с протестом одного мима из СССР, был введен для ее обозначения иной символ — указательный палец у подбородка. Первым образовательным учреждением для глухих был специальный институт, основанный в Париже в 1760 священником Чарльзом Мишелем де л’Эпе. Впрочем, у языка было много противников. Одним из доводов являлось утверждение, что замкнутые своей коммуникационной системой глухие люди без речи не смогут интегрироваться в общество. Другие называли дактилологический язык жестами обезьян, ведущими к примитивизации мышления. Наконец, утверждалось, что без тренировки у глухих людей будут атрофироваться горловые мышцы. В результате на Миланском конгрессе учителей глухих в 1880 делегаты проголосовали за запрет знакового языка в образовании. Долгое время дактилологическая азбука существовала подпольно. Ее реабилитация была связана с лингвистическими исследованиями Уильяма Стокоу в конце 1950 — начале 1960-х. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. 2005.